ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Материалы для самостоятельной работы

  • Выполнить практические задания и прислать результаты в виде письменного документа в формате word с указанием ФИО участника курса и номера семинара, на который дается ответ.
  • Ответы присылать на почтовый адрес: tasks@isogor.ru
  • В теме письма пишите ТРЕНДЫ 2.0 и номер семинара
  • Все вопросы по самостоятельной работе также направлять на почтовый адрес: tasks@isogor.ru

Задание №1

Тема: Введение в прогностику

  • История прогнозирования. Прогностическая платформа.
  • Базовая технология прогнозирования («прогностическая восьмерка»).
  • Прогностические ритмы.

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

  • изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.isogor.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
  • ответить на вопросы самоконтроля
  • при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.isogor.ru/
  • выполнить практическое задание и прислать результаты в виде письменного документа в формате word с указанием ФИО участника курса и номера семинара, на который дается ответ.
  • Ответы присылать на почтовый адрес: tasks@isogor.ru
  • Все вопросы по самостоятельной работе также направлять на почтовый адрес: tasks@isogor.ru

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое субъект прогнозирования?
  2. Что является объектом прогнозирования?
  3. Что такое контекст прогнозирования?
  4. Какие инструменты прогнозирования вам известны?
  5. Что такое PEST-анализ?


Практическое задание.

Выделить объект прогнозирования, составить по отношению к нему субъект прогнозирования, включив в него себя и других интересантов прогноза, рефлективно пройти прогностическую восьмерку (два круга) и ответить на вопрос: как изменились объект и субъект в процессе двойного обхода. Написать короткий отчет по восьми этапам:

  1. Субъект прогнозирования – это?.. (кто и для кого прогнозирует?)
  2. Объект прогнозирования – это?.. (что мы прогнозируем?)
  3. Выбираю инструмент прогнозирования (например, PEST-анализ)
  4. Понимаю, что объект следует рассматривать в таком-то контексте
  5. Какие изменения произошли с субъектом, кого не хватает в прогностической группе? Кто не является интересантом прогноза?
  6. Как в связи с контекстом и предварительным действием инструмента изменился объект, его границы, горизонт прогноза, что мы на самом деле прогнозируем?
  7. Какие прогностические инструменты, для понимания чего нам следует добавить?
  8. Есть ли уточнения в контексте, ритмах, масштабах?

В завершение составить техническое задание на прогноз, в котором указать:

— объект прогнозирования (например, кафедра вуза или развитие квантовой оптики, как отрасли науки);

— применяемые инструменты;

— контекст прогнозирования (например, образовательный, организационный, проектный, еще какой-то);

— масштаб прогнозирования («мир-страна-регион, Вуз, компания, отрасль»)

— горизонт прогноза (3-5-7-10-20 лет…)

*****

Задание №2

Тема: Сценирование

  • Метод сценирования.
  • Дискретное сценирование.
  • Бизнес-сценирование.
  • Кризисы и кризисное сценирование.
  • «Правый» и «Левый» кризисные сценарии.
  • Континуальное сценирование.
  • Использование игровых техник при решении сценарных задач.

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое сценирование?
  2. В каких случаях применяется дискретное сценирование?
  3. Каковы особенности бизнес-сценирования?
  4. В чем отличия «правого» и «левого» кризисных сценариев?
  5. Что такое континуальное сценирование?


Практическое задание.

  • Рассмотреть любой известный участнику бизнес до и после 2014 года, написать бизнес-сценирование до 2014 года в таблицу четырех сценариев: инерционный, прорывной, реалистичный, чудесный с метафорическими названиями, в которых определяется основное содержание сценариев.
  • Нарисовать кризисное сценирование того же бизнеса после 2014 года, построить «ромашки» «левого» и «правого» проекта выхода из кризиса, уделить особое внимание в «правом сценарии» сценарной гипотезе, в «левом сценарии» – основному противоречию, которое ляжет в основу проекта преобразования оргструктуры.
  • Написать отчет по форме:

«Правый сценарий»:

  1. Идеология выхода из кризиса
  2. Список технологий, которые лягут в основу выхода из кризиса
  3. Стратегия и ориентиры ее достижения
  4. Пиктограмма противоречий и необходимые новые организованности
  5. Оценка настроения людей и сопутствующие настроению риски («дикие карты»)

«Левый сценарий»:

  1. Настроение, пассионарность, инвентонарность людей и новые формы самоорганизованности, места для инноваций
  2. Противоречие, на котором будет создана революционная ситуация изменений и последующие организованности, ее фиксирующие
  3. Сценарная гипотеза: за счет чего и как можно предъявить миру будущее?
  4. В чем глобальный смысл, идея, новый миф, и каких управляющих технологий не хватает в новых самоорганизованностях?

*****

Задание №3

Тема: Социопиктограммы

  • Представление о сборке
  • Техники сборки: «огурцы», «продвинутые огурцы», «сценарные линии»
  • Пиктографический анализ: противоречия, балансы, проектные и событийные решения
  • Пиктографические парадоксы

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое социопиктограммы?
  2. В каких случаях применяются техники сборки: «огурцы», «продвинутые огурцы», «сценарные линии»?
  3. Что является источником движения социопиктограммы?
  4. Какова роль триалектических балансов?
  5. Что образует скелет пиктограммы?


Практическое задание.

Слушателям рекомендуется продолжить работу с объектом, который они выбрали в первом задании, дополняя его в ходе последующих упражнений.

Создать полную пиктограмму противоречий объекта, найти потенциальные балансы, построить проектные «гребенки», в случае небольшого объекта построить пиктографическую схему взаимодействия объекта с внешней средой: межвузовской, образовательной системами, отраслью, экономикой в целом.

*****

Задание №4

Тема: Мышление

  • Мышление – думание – разум
  • Организованное мышление
  • Мыслительные операторы
  • Сложное мышление
  • Дизайн мышления

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое организованное мышление?
  2. В чем сходство и различия следующих форм организации мышления – примитивного, философского, схоластического и научного?
  3. Какова роль мыслительных операторов в процессе мышления?
  4. Каковы особенности современного сложного мышления?
  5. Что такое дизайн мышления?

Практическое задание.

  1. Создать примеры мыслительных операторов 1-го и 2-го порядков
  2. Описать различия современного сложного мышления и известных форм организации мышления – примативного, философского, схоластического, научного

*****

Задание №5

Тема: Схематизация

  • Представление о схеме
  • Онтологические схемы
  • Социосистемные схемы и модель социосистемы
  • Различение: схемы и модели
  • Различение: схемы и пиктограммы
  • Прогностические схемы

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое онтологические схемы?
  2. Что такое модель социосистемы?
  3. Как отличаются схемы и модели?
  4. Какие виды схем вы знаете?
  5. Как используются прогностические схемы?

Практическое задание.

Слушателям рекомендуется продолжить работу с объектом, который они выбрали в первом и последующих заданиях.

  1. Описать инновацию в выбранном объекте прогнозирования с помощью схемы «Крест инноваций» с фиксацией четырех позиций (онтология, технология, инновация, традиция)
  2. Перечислить все события и тенденции, которые указывают на перекос социосистемного кубика в область иллюзорного:
  • От производства (действия) к рекламе, пиару, упаковке;
  • От познания к эзотерике, ритуалу (от бесконечного к конечному);
  • От образования к тестам и контролю за выполнением;
  • От управления к войне, редукции, формалистике.
  1. Рассмотреть внедрение конкретной инновации в бизнес, образовательную систему с точки зрения себя, как актора развития.
  2. Использовать для отчета схему «Трехслойки» Г.П. Щедровицкого в модификации С. Переслегина с движением себя по трем уровням и трем «лифтам»


*****

Задание №6

Тема: Фокусы Знания

  • Понятие о фокусе Знания
  • Схематизация фокусов Знания
  • Прогностические Знания: Историческое, Географическое, Этиологическое, Инженерное и др.
  • Упаковка и архивация Знаний.

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Что такое фокус Знания?
  2. Сколько фокусов Знания вы можете перечислить?
  3. Что такое модель социосистемы?
  4. Как отличаются схемы и модели?
  5. Как используются прогностические схемы?

Практическое задание.

  • Составить собственный необходимый пакет знаний для успеха в своей области прогностической деятельности, используя знаниевую модель. Отчет предоставляется в виде списка знаний и навыков, а также вопросов, если знания и навыки не сформированы с выделенными ядрами.
  • При оценке этого задания особенно ценными будут признаны прогностические вопросы, которые еще не поставлены в прогностике.

*****

Задание №7

Тема: Стратегирование

  • Стратегическое Знание
  • Понятие стратегии
  • Схема стратегирования
  • Принципы стратегии
  • Критический ресурс
  • Стратегия и риск
  • Стратегический маневр
  • Стратегические слабости
  • Сценарная сходимость
  • Оперативные схемы
  • Учение об операции
  • Учение о темпе

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Какие принципы стратегии вам известны?
  2. Что такое стратегический маневр?
  3. Что такое схема стратегирования?
  4. Каковы основные принципы учения об операции?
  5. Что такое критический ресурс?

Практическое задание

  • Выбор той цели (результата) для объекта прогнозирования, которая требует стратегирования, а не проектирования, программирования или иной техники рефлективного управления.
  • Фиксация дефицита ресурсов и нахождение критического ресурса.
  • Именование стратегии
  • Месседж о стратегии, как об уникальной для внешнего пользователя (текст)
  • Выбор маневра или, хотя бы, принципа, положенного в основу стратегирования
  • Именование события, которое фиксирует, что цель достигнута.

*****

Задание №8

Тема: Сценарно-стратегический анализ

  • Сборка разнородных стратегий
  • Прогностические требования
  • Прогноз, как «рамка» стратегирования
  • Прогноз и стратегический «маятник»
  • «Узелковое письмо», как техника увязки масштабных уровней в стратегировании и прогнозировании.

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Какие технологии сборки вы знаете?
  2. Что такое прогностические требования?
  3. Что такое стратегический «маятник»?
  4. Каковы основные принципы «узелкового письма»?

Практическое задание

  • Распаковка стратегии, используемой на домашнем задании к предыдущей лекции через схему «узелкового письма».

Достаточно создать и поименовать одну «большую дугу» от трансцендентного к событийному, чтобы оправдать выигрыш стратегического темпа, то есть, необходимо поименовать над и под третьей стратегической линией четыре точки:

4.Трансцедентная (Смысл);

3. Концептуальная (Содержание);

2. Ресурсная;

1. Событийная

*****

Задание №9

Тема: Неклассическая прогностика

  • Понятие о сценарных эффектах
  • Сценарное «хокинговское излучение»
  • Сценарное «черенковское» излучение
  • Сценарный коллапс
  • Сценарные мет(а)бъекты и граничные явления
  • Понятие о мета-пиктограммах

Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:

Вопросы для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)

  1. Раскройте понятие сценарного эффекта
  2. Что такое сценарный коллапас?
  3. Что такое «сценарное излучение»? В чем отличие «хокинговского» и «черенковского» излучения?
  4. Каково влияние граничных явлений?
  5. Что такое мета-пиктограммы и в каких случаях они используются?

Практическое задание

  1. Рассмотреть неоднородный регион Российской Федерации (например, Пермский край). Провести сценарное районирование региона, как основание для сборки локальных разнородных стратегий.
  2. Рассмотреть любую ФЦП и разложить ее по уровням техники «узелкового письма» от концептуального до событийного.

Поделиться ссылкой: